top
logo
Пользовательского поиска


Home это интересно дорогие страницы
дорогие страницы
Интересно

 

  Начните читать «Дорогие Страницы» и Вы  по-новому  посмотрите  на многие события и и откроете для себя много интересного. Эти страницы ведёт  мой друг Татьяна Буевич. Она и сама пишет стихи. Её произведения можно найти на Стихире.

 

Дорогие Страницы

Татьяна Буевич

Альманах

                                    


                                                                                         

 






Матереиалы "Дорогоие страницы"



Альманах 110

Любимый поэт

Дорогие Страницы -Продолжение


 

В эссе использованы материалы из работ

А. Блока,

М.Волошина

М. Горького

В. Набокова

__________

Т. Буевич

 

 «Земля, земля! Несчётные следы я на тебе оставил…

Но нет, вовек не утолю я муки - любви к тебе!»

Иван Бунин 

 В тёплый августовский день 1953 года мы въехали на грузовике в Орёл. Мама и я, прижимая к груди котёнка, сидели в кабине, а папа - в кузове, где были сложены несколько наших чемоданов и ящики с книгами.

Перед моими глазами проплывала неуютная, пыльная улица, разрушенный войной и ещё не восстановленный театр.

 8 ноября мне исполнилось семь лет. Я не знала тогда, что в этот день умер Иван

Алексеевич Бунин, который станет моим близким спутником в жизни. 

Мы встретились с ним, когда старшеклассницей, ещё ничего не зная о нём, я купила толстую книгу его избранных рассказов. В ней были произведения, изданные до его эмиграции. Эта книга стала, пожалуй, самым дорогим для меня, что было в нашей тогда небольшой библиотеке, и я подарила её предмету свой первой и мучительно долгой любви.

 Текли годы моей жизни в Орле, и постепенно из-за серого однообразия строящихся домов и заводских корпусов поднимался перед моим внутренним взором радужный фантом когда-то губернского города со множеством церквей, полноводной Окой, живописным Орликом, аристократическим обществом, театром, купечеством и мещанством, - словом, всем тем, что было типично для центра большой тогда губернии. Возникал и смотрел мне в глаза город, где когда-то жили люди, которые, несмотря на разницу во времени моей и их жизни, стали мне дороги, близки, любимы: Фет, Лесков, Андреев, Бунин…

 Помню мягкий мартовский день хрущёвской оттепели, когда, уже будучи студенткой, купила я первое изданное в Советском Союзе собрание сочинений Бунина. Книги продавались прямо на улице, по которой ходил он ещё молодым бедным сотрудником газеты «Орловский вестник». Так, спустя сорок лет, уже после своей смерти он вернулся сюда, в город своей молодости и любви.

Началось моё погружение в поэзию Бунина. Я бродила по улицам на высоком берегу Орлика, которые вспоминал он в конце своей жизни, и всё хотела найти тот дом с садом, глядя на который, он когда-то думал о Лаврецком, Лизе, и ему страстно хотелось любви.

 Стихи его, ритмично строгие, аристократично сдержанные, лишённые внешних эффектов, необычайно глубокие. В них такое чувство жизни, такая грусть по уходящему, тоска по прошедшему и воскрешение этого прошедшего.

Зачем пленяет старая могила

Блаженными мечтами о былом?

Зачем зелёным клонится челом

Та ива, что могилу осенила,

Так горестно, так нежно и светло,

Как будто всё, что было и прошло,

Уже познало радость воскресенья

И в лоне всепрощения, забвенья

Небесными цветами поросло?

 Тогда, в 60-х годах уже стали говорить о Бунине, но более как о прозаике, а как поэт он оставался на родине недооценённым. Но это касается только советского периода, в дореволюционной России он был признанным поэтом. Несмотря на своё неоднозначное отношение к нему А. Блок писал: «Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги и первого стихотворения «Листопад» признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии», а в 1909 г. решением Академии наук Бунин был избран её почётным членом.

 Как поэт он заявил о себе в семнадцатилетнем возрасте, в это же время он начал писать и критические статьи. Первым напечатанным его стихотворением было «Над могилой Надсона». Современная ему декадентская поэзия оставляла его равнодушным Его влюблённость в Пушкина и Гоголя была так велика, что он просто зачитывался ими. С большим волнением читал он и Жуковского, Лермонтова, Майкова, А.К.Толстого, Полонского, особенно любил Фета. Пушкину он подражал даже в почерке.

 ПОДРАЖАНИЕ ПУШКИНУ.

От праздности и лжи, от суетных забав

Я одинок бежал в поля мои родные,

Я странником вступил под сень моих дубрав,

Под их навесы вековые,

 

И, зноем истомлён, я на пути стою

И пью лесных ветров живительную влагу…

О, возврати, мой край, мне молодость мою,

И юный блеск очей, и юную отвагу!

 

Ты видишь - я красы твоей не позабыл

И, сердцем чист, твой мир благословляю…

Обетованному отеческому краю

Я приношу остаток гордых сил.

1890

В основном ранние его стихотворения - пейзажи.

Месяц задумчивый, полночь глубокая…

Хутор в степи одинок…

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тёпел ночной ветерок.

Жёлтые ржи, далеко озарённые,

Морем безбрежным стоят…

Ветер повеет - они, полусонные,

Колосом спелым шуршат.

Ветер повеет - и в тучку скрывается

Полного месяца круг;

Медленно в мягкую тень погружаются

Ближнее поле и луг.

Зыблется пепельный сумрак над нивами,

А над далёкой межой

Свет из-за тучек бежит переливами -

Яркою, жёлтой волной.

И сновиденьем, волшебною сказкою

Кажется ночь, - и смущён

Ночи июльской тревожною ласкою

Сладкий предутренний сон…

 

1886

 

 Здесь грустно. Ждём мы сумрачной поры,

Когда в степи седой туман ночует,

Когда во мгле рассвет едва белеет,

И лишь бугры чернеют сквозь туман.

Но я люблю, кочующие птицы,

Родные степи. Бедные селенья -

Моя отчизна; я вернулся к ней,

Усталый от скитаний одиноких,

И понял красоту в её печали

И счастие - в печальной красоте.

 

(Отрывок из стихотворения «В степи», 1889 год)

 Это стихотворение написано им в девятнадцать лет. Какое предчувствие дальнейшей жизни! Загадка творчества!

 В своей жизни поэт много путешествовал. «Я человек, как Бог я обречён познать тоску всех стран и всех времён», - написал он в одном из своих стихотворений. Чета Буниных посещает страны древних цивилизаций. Он чувствует и понимает прошлое других народов, ему становится понятна и близка их многовековая культура.

 ПИЛИГРИМ

Стал на ковёр, у якорных цепей,

Босой, седой, в коротеньком халате,

В большой чалме.

Свежеет на закате,

Ночь впереди - и тело радо ей.

… … Стал и простёр ладони в муть зыбей:

… … Как раб хранит заветный грош в заплате,

… … Хранит душа одну мечту - о плате

… … За труд земной - и всё скупей, скупей.

Орлиный клюв, глаза совы, но кротки

Теперь они: глядят туда, где синь

Святой страны, где слёзы звёзд - как чётки

На смуглой кисти Ангела пустынь.

… … Открыто всё: и сердце, и ладони…

… … И блещут, блещут слёзы в небосклоне.

 1906-1910

 

КАРАВАН

Звон на верблюдах, ровный, полусонный,

Звон бубенцов подобен роднику:

Течёт, течёт струёю отдалённой,

Баюкая дорожную тоску.

 

Давно затих базар неугомонный.

Луна меж пальм сияет по песку.

Под этот звон, глухой и однотонный,

Вожак прилёг на жёсткую луку.

 

Вот потянуло ветром, и свежее

Вздохнула ночь… Как сладко спать в седле,

Склонясь лицом к верблюжьей тёплой шее!

Луна зашла. Поёт петух в Рамлэ.

 

 И млечной синью горы Иудеи

Свой зыбкий кряж означили во мгле.

 15.VIII.08

 

ДОЛИНА ИОСАФАТА

 

Отрада смерти страждущим дана.

Вы побелели, странники, от пыли,

Среди врагов, в чужих краях вы были.

Но вот вам отдых, мир и тишина.

 

Гора полдневным солнцем сожжена,

РуслО Кедрона ветры иссушили.

Но в прах отцов вы посохи сложили,

Вас обрела родимая страна.

 

В ней спят цари, пророки и левиты.

В блаженные обители ея

Всех, что в чужбине не были убиты,

Сбирает милосердный судия.

 

По жёстким склонам каменные плиты

Стоят раскрытой Книгой Бытия.

 20.VII.08

 В предреволюционные и революционные годы поэт всё больше думает о народе, как о тёмной силе, которая, будучи предоставлена сама себе, становится неуправляемой. Он пишет: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом - Чудь, Меря. Но и в том, и в другом, есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «из нас, как из дерева - и дубина, и икона». Стихи поэта становятся всё более философскими. С болью наблюдает он гибель дворянства.

 В «Письмах о поэзии» А. Блок писал: «Стихи Бунина всегда отличались бедностью мировоззрения. Это была лирика исключительно самодавлеющая и, пока не иссякли её родники, прекрасная. Теперь лоно этой реки иссохло, и четвёртый том представляет почти сплошную сухую риторику». Много обидного и оскорбительного в этой работе. Причиной такой критики, полагаю, было крайне различное восприятие и оценка происходящих в России событий. Не принял великий Блок его космополитичность, не оценил строгой лаконичности, которая была уже чертой новой поэзии ХХ века. Вот как воспринял поэзию Бунина Максимилиан Волошин: «Будучи истинным и крупным поэтом, он стоит в стороне от общего движения в области русского стиха.

У него нет ритма, нет струящейся влаги стиха.

Стихи его, как тяжёлые ожерелья из неровных кусочков самоцветных неотшлифованных камней.

Он рубит свой стих честно и угрюмо.

Его мысль никогда не обволакивается в законченную и стройную строфу. Он ставит точку посреди стиха, подсекает полёт ритма в самом размахе.

Но с другой стороны, у него есть область, в которой он достиг конечных точек совершенства.****** Это область чистой живописи, доведённой до тех крайних пределов, которые доступны стихии слова.

 Большую часть книги занимают стихотворения, очень близкие тому тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму (…)

Застят ели чёрной хвоей запад,

Золотой иконостас заката.

 Но наравне с этой светлою и ясною грустью русского пейзажа у Бунина есть живопись ночная, хмурая, в тёмных тонах прозрачного хрусталя, налитого талой водой».****** Всё сильнее звучит в поэзии Бунина тема смерти, и всё ярче, отчётливее и острее проступает чувство жизни и вместе с ним одиночества.

 

БЕРЕГ

 

За окном весна сияет новая.

… А в избе - последняя твоя

Восковая свечка - и тесовая

… Длинная ладья.

 

Причесали, нарядили, справили,

… Полотном закрыли бледный лик -

И ушли, до времени оставили

… Твой немой двойник.

 

У него ни имени, ни отчества,

… Ни друзей, ни дома, ни родни:

Тихи гробового одиночества

… Роковые дни.

 

Да пребудет в мире, да покоится!

… Как душа свободная твоя,

Скоро, скоро в синем море скроется,

… Белая ладья

1909

 

Бунин пишет о России. В его повестях «Деревня» и «Суходол» нет акцента на политические конфликты; но проза его беспощадно правдива, и за беспощадностью этой правды светится его любовь к простому русскому человеку. «Странник - народ, а скопец и учитель - не народ? Рабство отменили всего сорок пять лет назад, что ж и взыскивать с этого народа? Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!» - говорит его герой из повести «Деревня».

 Прочитав «Деревню», Горький писал: «… я знаю, что, когда пройдёт ошеломлённость и растерянность, когда мы излечимся от хамской распущенности… тогда серьёзные люди скажут: «Помимо первостепенной художественной ценности своей «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьёзно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом - быть или не быть России?».

 Поздравляя Бунина с 25-летием его творческой деятельности, Горький писал: «Большому сердцу Вашему доступно не только горе русской жизни - оно познало «тоску всех стран и всех времён» - великую творческую тоску о счастье, которая движет мир вперёд. И проза Ваша, и стихи с одинаковой красотою и силой раздвигали перед русским читателем границы однообразного бытия, щедро одаряя его сокровищами мировой литературы, прекрасными картинами иных стран, связывая воедино русскую литературу с общечеловеческим на земле».******* С каждым днём чувствовал Иван Алексеевич, как крепнет его рука, как горячо и уверенно требует исхода его талант.

 Началась война, а затем и революция. Компромисс писателя с новой властью был невозможен. Отстояв на молитве в небольшой старой церкви в центре Москвы, чувствуя тревогу перед грядущим, он с женой уезжает в Одессу, а оттуда на пароходе - в Константинополь.

 Так началась жизнь в изгнании. Они переезжают из Болгарии в Сербию, потом во Францию. Но и за границей он продолжает писать, пишет исключительно на русском языке. В 1927 - 1941 годы появляются его повести «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», книга рассказов «Роза Иерихона», многочисленные стихи и рассказы. Написан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». Произведения Бунина переводятся на иностранные языки. В ноябре 1933 г. ему присуждается Нобелевская премия. В Берлине выходит его собрание сочинений в 11-ти томах.

 С 1940 по 1945 год Бунины живут в небольшом городке Грассе на юге Франции. Писатель отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. В своей небольшой вилле он скрывает от нацистов евреев и бежавших из концлагеря красноармейцев.

 В 1946 г. выходит его книга «Тёмные Аллеи».

 Последние семь лет жизни поэт живёт на грани нищеты. В ноябре 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался.

 Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа.

 Я брожу по изменившему своё лицо городу, переполненная поэзией своего любимого поэта, чувствуя его грусть и какой-то застенчивый восторг перед стремительным бегом жизни.

«Нет в мире разных душ и времени в нём нет».

Владимр Набоков

 

Из статьи «ИЗБРАННЫЕ СТИХИ».

 

Стихи Бунина - лучшее, что было создано русской музой за несколько десятилетий. Когда-то, в громкие петербургские годы, их заглушало блестящее бряцание модных лир; но бесследно прошла эта поэтическая шумиха - развенчаны или забыты «слов кощунственных творцы», нам холодно от мёртвых глыб брюсовских стихов, нестройным кажется нам тот бальмонтовский стих, что обманывал новой певучестью; и только дрожь одной лиры, особая дрожь, присущая бессмертной поэзии, волнует, как и прежде, волнует сильнее, чем прежде, - и странным кажется, что в те петербургские годы не всем был внятен, не всякую изумлял душу голос поэта, равного которому не было со времён Тютчева. (…)

 Легко громить стихотворца, легко выуживать из его виршей смешные ошибки, чудовищные ударения, дурные рифмы. Но как говорить о творениях большого поэта, где всё прекрасно, где всё равномерно, как выразить прелесть и глубину его стиха, новизну и силу его образов, как выписывать цитаты - когда за цитатой целиком тянется на бумагу и всё стихотворение? И ещё есть трудности: музыка и мысль в бунинских стихах настолько сливаются в одно, что невозможно говорить отдельно о теме и о ритме. Пьянеешь от этих стихов, и жаль нарушить очарование пустым восклицанием восторга.

 Основное бунинское настроение, соответствующее этому основному ритму, - есть, быть может, самая сущность поэтического чувства творчества вообще, самое чистое, самое божественное чувство, которое может человек испытать, глядя на роспись мира, слушая его звуки, вдыхая его запахи, проникаясь его зноем, сыростью, холодом. Это есть до муки острое, до обморока томное желание выразить в словах то неизъяснимое, таинственное, гармоническое, что входит в широкое понятие красоты, прекрасного».**** О мука мук, что надо мне, **** Ему, щеглам, листве?**** И разве я пойму,**** Зачем я должен радость этой муки, - Вот этот небосклон, и этот звон, И тёмный смысл, которым полон он, Вместить в созвучия и звуки?*** «… для Бунина «прекрасное» есть «преходящее», а «преходящее» он чувствует как «вечно повторяющееся.(…)

Казалось бы, что такое глубокое ощущение преходящего должно породить чувство безмерной печали. Но тоска больших поэтов - счастливая тоска. Ветром счастья веет от стихов Бунина, хотя не мало у него есть слов унылых, грозных, зловещих. Да, всё проходит, - но: «Земля, земля! Весенний сладкий зов, ужель есть счастье и в утрате?» (…) Да, всё в мире обман и утрата, где были храмы, - ныне камни да мак, всё живое угасает, всё превращается в атласный прах на плитах склепа, - но не мнима ли сама утрата, если мимолётное в мире может быть заключено в бессмертный - и потому счастливый - стих?» 

1929.



 

 

Эссе являются интеллектуальной собственностью автора.

 

 



 

bottom
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© Людмила Линдтроп, 2005-2017 Пользовательское соглашение
Права на размещенные информационные материалы принадлежат Людмиле Линдтроп и охраняются законом об авторских правах
www.copyright.ru